18 июня — Пандава-нирджала Экадаши

Панадава экадаши

Прервать пост с 05:33 до 10:40 Описание Пандава-нирджала экадаши, который выпадает на месяц май/июнь, встречается в «Брахма Ваиварта Пуране», в беседе Вьяса Дева и Бхимасены. Экадаши – это одна из регулярных дат в календаре Вайшнавов. Она отмечается каждые одиннадцать дней (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Даже в тринадцатый называемый адхи-маса или пурушоттама-маса, который приходит каждые три года, и во время которого не празднуются фестивали, Экадаши все равно соблюдается. Экадаши известен как «день Господа Хари», и его называют матерью преданности. Одним из шестидесяти четырех методов преданного служения, перечисленных в книге Шрилы Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», является соблюдение поста на Экадаши. В сущности, соблюдение Экадаши является одним из десяти основных принципов. «Нектар Преданности», в котором Шрила Прабхупада кратко изложил «Бхакти-расамрита-синдху», утверждает: «В «Брахма-вайварта Пуране» говорится, что тот, кто соблюдает пост на Экадаши, освобождается от всех последствий греховной деятельности и прогрессирует в благочестивой практике. Основным принципом является не просто пост, но и увеличение веры и любви к Говинде, или Кришне. Настоящая причина соблюдения поста на Экадаши – это уменьшить потребности тела и занять наше время служением Господу, воспевая или осуществляя похожую деятельность. Лучшее занятие на время поста – это помнить об играх Говинды и постоянно слушать Его святые имена. Далее, в «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада упоминает, что соблюдение Экадаши является стимулом (уддипана) к экстатической любви: «Некоторые вещи, которые дают импульс и пробуждают экстатическую любовь к Кришне – это Его трансцендентные качества, Его необычная деятельность, Его улыбающееся лицо, Его одежда и гирлянда, Его флейта, Его пастуший рожок, колокольчики на Его ногах, Его раковина, отпечатки Его ног, места Его игр (например, Вриндаван), Его любимое растение (туласи), Его преданные и периодические причины для воспоминания о Нем. Одной из таких причин для памятования является Экадаши, который приходит дважды в месяц, на одиннадцатый день убывающей и возрастающей Луны. В этот день все преданные продолжают поститься даже в течение ночи и беспрестанно воспевают славу Господу». Важность поста на Экадаши можно увидеть в истории царя Амбариши и мудреца Дурвасы. Махараджа Амбариша соблюдал пост, не принимая даже воды, до того момента, пока не наступило время выхода из поста, называемое Экадаши-паран. Дурваса Муни должен был вернуться во время парана, а так как он играл роль брахмана, а Махараджа Амбариша играл роль кшатрия, то правила этикета предписывали, что Дурваса должен первым прервать пост. Однако из-за-того, что Дурваса не пришел вовремя, перед Амбаришей возникла дилемма. Если он не прервет пост, который он совершал во Имя Господа и на благо всех подданных, вовремя, то все соблюдение будет испорчено. В то же самое время, если он не дождется Дурвасу, то он нанесет оскорбление, так как этикет требует, чтобы мудрец прервал пост первым. Царь Амбариша просил помощи у своих советников, но ни один из них не мог решить его проблему. Наконец, царь сам принял решение: он выпьет воды. Употребление воды одновременное прерывает пост и не нарушает его. Шри Чайтанья Махапрабху лично соблюдал Экадаши и велел всем своим последователем делать то же самое. А один из Экадаши, Пандава-нирджала Экадаши, или Бхима Экадаши, является особенным. Пандава-нирджала Экадаши История, стоящая за этим удивительным Экадаши, рассказана в «Брахма-ваиварта Пуране». Пять тысяч лет назад во времена «Махабхараты» старший брат Арджуны, Бхима, признался, что у него огромные трудности с соблюдением поста. (В те времена каждый держал сухой пост, то есть без еды и воды). И Вьясадева, основываясь на авторитете Вед, дал ему разрешение соблюдать полный пост (нирджала, без воды) только раз в году, ранним летом, и он получал то же самое благо, как если бы соблюдал все другие двадцать три Экадаши. Поэтому преданные, которые не могут должным образом соблюдать Экадаши в течение года или которые случайно пропустили Экадаши, могут получить благо полного соблюдения всех Экадаши, если они будут как следует соблюдать Пандава-нирджала Экадаши. Строго соблюдаемый, пост начинается на закате перед Экадаши и продолжается до парана, времени на рассвете, утром после Экадаши. Многие преданные стараются прочесть хотя бы шестьдесят четыре круга маха-мантры Харе Кришна на Экадаши, особенно на Бхима Экадаши. Однажды, когда мы со Шрилой Прабхупадой были в Амритсаре, Ямуна-деви читала ему из недавно опубликованного «Нектара Преданности»: «Экадаши, который приходит дважды в месяц, на одиннадцатый день убывающей и возрастающей Луны. В этот день все преданные продолжают поститься даже в течение ночи и беспрестанно воспевают славу Господу». Затем она спросила Шрилу Прабхупаду, должны ли мы тоже соблюдать Экадаши таким же образом. А Шрила Прабхупада ответил: «Нет. У нас есть много занятий в служении Кришне». Пандава экадашиОсновные правила соблюдения Экадаши, как предписывал Шрила Прабхупада, – это воздерживаться от зерно-бобовой пищи и читать хотя бы двадцать пять кругов маха-мантры. Хотя многие преданные в ИСККОН не соблюдают нирджала на каждый Экадаши, многие делают это на Пандава-нирджала Экадаши. Они также стараются прочесть по меньшей мере шестьдесят четыре круга. И по милости Экадаши, они получают огромное духовное благо: они благословлены духовной стойкостью и осознанием, и поэтому они могут продолжать служить миссии Шри Чайтаньи Махапрабху с обновленными силами – энтузиазмом и вдохновением. По материалам сайта. Календарь постов и праздников:

0

03 июня — Апара Экадаши

экадаши

Прервать пост с 5:34 до 10:49. Апара экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца мая/июня, описан в «Брахманда Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры. Однажды Махарадж Юдхишхира спросил Господа Кришну: «О, Господь Кришна, о, Джанардана, как называется тот экадаши, который выпадает на период убывающей луны в месяце мае/июне, и какова его слава? Пожалуйста, поведай мне об этом». Господь Кришна ответил: «О, Махарадж Юдхиштхира, ты задал мне разумный вопрос, который несёт благо каждому. Название этого экадаши – Апара. О, царь! Этот экадаши приносит великую заслугу людям, его соблюдающим, и разрушает все греховные реакции. Благодаря соблюдению этого экадаши аннулируются следствия многих греховных поступков, таких как убийство брамина, убийство коровы, убийство зародыша (посредством аборта), критика в адрес других, недозволенные сексуальные отношения, ложь, лжесвидетельство, бахвальство, декламация Вед или обучение Ведам ради денег и фальсификация священных писаний. Обманщик, псевдо-астролог и врач-шарлатан – эти люди такие же грешники, как и лжесвидетель. Вся эта греховность сводится на нет благодаря соблюдению этого Апара экадаши. Любой кшатрий, который отказывается выполнять свой долг и бежит с поля битвы, несомненно, попадает в ад. Если подобный человек соблюдает этот экадаши с верой, то он также достигает рая». Господь Кришна продолжил: «О, царь! Ученик, который, получив знание от духовного учителя, поносит последнего, впадает в великий грех. Подобный проклятый грешник может избавиться от следствий этого греха, соблюдая Апара экадаши, и так достичь высшей цели жизни. О, царь царей! Тот результат, который достижим благодаря трёхкратному омовению в Пушкаре в месяце Картик, та заслуга, которая приобретается благодаря омовению в Праяге в январе, когда солнце входит в созвездие Козерога, результаты, достижимые благодаря соблюдению обета Шиваратри в Каши и поклонению лотосным стопам Вишну в Гайе, а также благие плоды омовения в реке Гаутами, когда Юпитер входит в созвездие Льва, и плоды, достижимые благодаря посещению Кедарнатха во время Кумбха Мелы, благодаря посещению Бадринатха и поклонению в нём, благодаря омовению в Курукшетре во время солнечного затмения, и благодаря раздаче слонов, коров, золота и земли – всё это легко достижимо благодаря соблюдению обета Апара экадаши. Этот экадаши подобен острой секире, которая рубит дерево греха, и лесному пожару, который сжигает все грехи дотла. Он подобен лучезарному солнцу, которое рассеивает тьму греха, и подобен льву, который пожирает оленя греха в лесу грехов. О, царь! Соблюдая этот Апара экадаши и поклоняясь Господу Вишну в его образе Тривикрама, человек достигает всеблагой обители Господа Вишну. Любой, кто слышит о славе этого экадаши или читает о ней, освобождается от следствий всех своих грехов. Ради всеобщего блага Я рассказал тебе об этой славе». Календарь постов и праздников. По материалам сайта.

26 мая — Е.С. Бхакти Ратнакар Амбариши Свами во Владивостоке

Бхакти Ратнакар Амбариши Свами

Харе Кришна! Дорогие преданные, к нам приезжает особый гость — санньяси, инициирующий Гуру ИСККОН Его Святейшество Бхакти Ратнакар Амбариши Свами! Он — тонкий проникновенный проповедник, верный слуга Гуру и Шрилы Прабхупады, лидер Санкиртаны в России и просто замечательный смиренный вайшнав. Пожалуйста, послужите Ему, посетив лекции в Храме и задавая вопросы при желании. Лекции состоятся по адресу Калинина 170 по расписанию: 📢 Воскресенье 26.05:  ✨ Понедельник – Махарадж давать лекций не будет, но будут наши лекции: утром -традиционное совместное обсуждение аудиолекции Шрилы Прабхупады и вечером — лекция по «Бхагавад-гите как она есть». 🔅 Вторник 28.05 и Среда 29.05: 📖 Четверг 30.05: Приходите обязательно. Прошлый визит Его Святейшества был в мае 2022 года 26 мая 28 мая 29 мая 30 мая

0

22 мая — Нрисимха Чатурдаши

Нрисимха Чатурдаши

Пост до сумерек. 22 мая мы празднуем Нрисимха Чатурдаши — день явления Господа Нрисимха-Дева! Расписание праздника РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИКА: ▫️ 15:00 — Киртан🪗; ▫️ 15:30 — Абхишека🍯 + киртан🎼; ▫️ 17:00 — Предложение 108-ми блюд  Божествам🍛🥧🧁; ▫️ 18:00 — Лекция🥭; ▫️ 19:00 — Гаура-Арати🪘🎊🎤. ▫️ 19:30 — Творческие подношения; ▫️ 20:15 — Праздничный пир🫐🌰🍋‍🟩! О празднике Я приношу свои поклоны Господу Нрисимхадеву, который всегда даёт наставления Своему преданному Прахладу в его сердце. Он побеждает все виды анартх, которые нападают на преданных. Его милость освежает и распространяется подобно свету луны. (Шрипад Шридхара Свами) Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О мой Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью в этом материальном мире. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы могли стать бесстрашными в борьбе за существование в этом материальном мире. Этот праздник считается вселенским «Днем победы Добра над Злом». «Нарасимха» означает на санскрите буквально «человеколев». Такой невероятный образ Кришна принял еще на заре творения, чтобы защитить мальчика-праведника Прахладу и покарать его отца-злодея, царя Хираньякашипу. Свирепый демон Хираньякашипу, державший в страхе весь мир, в свое время получил от Брахмы благословение, по которому его нельзя было убить ни человеку, ни животному, ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе, ни в воде и никаким оружием. Но Кришна явился в сумерки в удивительном образе человекольва и разодрал демона на части обычными ногтями, держа того на Своих коленях. Тем самым Господь доказал, что Его невозможно обвести вокруг пальца. Но этой драматической историей Он, прежде всего, доказал то, что Он защищает Своих преданных слуг. Говорится, что тому, кто добр, Нарасимха не страшен. Более того, Его изображение служит надежным талисманом, оберегающим от напастей. Явление Господа Нрисимхадева (ШБ 7.8.2-40) Когда Шанда и Амарка, сыновья Шукрачарьи, увидели, что из-за общения с Махараджей Прахладой все их ученики стали развивать в себе сознание Кришны, их охватил страх. Они пришли к царю демонов и рассказали ему всё как есть. Осознав, что происходит, Хираньякашипу затрясся от ярости. Он окончательно решил убить своего сына Прахладу. Хираньякашипу от природы был очень жесток, и теперь, почувствовав себя оскорбленным, он зашипел, словно змея, на которую наступили. Его сын Прахлада, всегда спокойный, кроткий и благонравный, держащий свои чувства под контролем, стоял перед Хираньякашипу, почтительно сложив ладони. Принимая во внимание возраст Прахлада и его поведение, его не следовало ругать. Но Хираньякашипу, вперив в Прахладу злобный взгляд, стал извергать на него потоки брани. «О дерзкий и бестолковый разрушитель нашей семьи, худший из людей, ты не желаешь мне подчиняться. Так я сегодня же отправлю тебя, упрямого глупца, в обитель Ямараджи. Ты ведь знаешь, негодяй, что когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?» Прахлада сказал: «О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога. Он – это верховный повелитель и само время, Он сила всех чувств, сила ума и физическая сила, Он – жизненная сила чувств. Его могущество безгранично. Он – лучшее из всех живых существ, и Он управляет тремя гунами материальной природы. Своей силой Он создаёт, поддерживает и разрушает это космическое проявление. Отец мой, откажись, пожалуйста, от своего демонического умонастроения. Не дели в своём сердце окружающих на врагов и друзей; научись одинаково относиться ко всем. Кроме необузданного ума, который ведёт душу по ложному пути, у нас нет в этом мире иных врагов. Когда человек начинает видеть равенство всех живых существ, он достигает совершенства в поклонении Господу. На свете было много глупцов вроде тебя, кто не стал бороться с шестью врагами, которые крадут все достояния тела. Эти глупцы гордо думали: «Я победил своих врагов на всех десяти направлениях». Но на самом деле, если человек одолел шесть врагов и научился одинаково относиться ко всем живым существам, ему не с кем больше враждовать. Враги – это всего лишь плод воображения человека в невежестве». Хираньякашипу ответил: «Мерзавец, ты пытаешься преуменьшить моё величие, как будто ты лучше меня владеешь своими чувствами. Много же ты о себе мнишь. Как видно, тебе не терпится принять смерть от моей руки: такой вздор обычно несут те, кто вот-вот расстанется с жизнью. О несчастный Прахлада, ты всё говорил мне о каком-то высшем существе, отличном от меня; о неком верховном повелителе, что стоит над каждым и пребывает повсюду. Где же Он? Если Он вездесущ, то почему я не вижу Его в этой колонне? За то что ты болтаешь всякий вздор, я сейчас снесу тебе голову. И посмотрим, как Бог, которому ты так поклоняешься, придёт защитить тебя. Хотел бы я это увидеть». Так разгневанный Хираньякашипу, обладавший огромной силой, ругал своего сына – возвышенного преданного Прахладу. Извергая непрерывные потоки брани, Хираньякашипу взял свой меч, вскочил с царского трона и яростно ударил кулаком по колонне. В этот момент из колонны раздался ужасающей силы гром, от которого, казалось, лопнула оболочка вселенной. Этот поразительный гулкий раскат грома, которого никто раньше не слышал, прогремел в зале собраний в тот момент, когда Хираньякашипу, желавший убить собственного сына, стал демонстрировать свою необычайную силу. Услышав небывалый гром, предводители демонов испугались. Никто из них не мог понять, откуда он донесся. Чтобы подтвердить слова Своего слуги, Махараджи Прахлады, и доказать, что Верховная Личность Бога пребывает везде — даже в колонне зала собраний, Верховный Господь, Хари, явил миру удивительный, невиданный облик. Это был наполовину лев, наполовину — человек. В таком необычном образе Господь предстал перед Хираньякашипу. Пока Хираньякашипу озирался, пытаясь понять, откуда исходит зловещий гром, Господь в образе удивительного существа — то ли льва, то ли человека — вышел из колонны. Хираньякашипу изумился: «Кто это? Получеловек — полулев.» Хираньякашипу стал внимательно разглядывать стоявшего перед ним Нрисимхадеву, пытаясь понять, кто же это такой. Господь в этом облике был поистине страшен: Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и

0

19 мая — Мохини экадаши

экадаши

Прервать пост с 05:45 до 10:41. Слава Мохини экадаши, приходящегося на период растущей луны в месяце апреле/мае, описана в «Сурья Пуране». Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне: «О, Джанардана! Как зовётся тот экадаши, что приходится на период растущей луны в месяце апреле/мае, и каков процесс соблюдения этого экадаши? Какую заслугу человек приобретает, следуя этому экадаши? Пожалуйста, расскажи мне подробно об этом». Господь Кришна ответил: «О, сын дхармы! Пожалуйста, внимательно выслушай от меня историю, которую мудрец Васиштха некогда рассказал Господу Рамачандре. Однажды Господь Рамачандра задал великому мудрецу Васиштхе вопрос: «О, уважаемый мудрец! Я испытываю великую печаль, вызванную разлукой с Ситой, дочерью царя Джанаки. Пожалуйста, расскажи мне о великом обете, благодаря следованию которому все следствия греховных поступков и скорби уходят». Великий мудрец Васиштха, духовный учитель Рамачандры, ответил: «Мой дорогой Рама, твой разум велик, ты наделён верой. Твой вопрос несёт благо всему человечеству. Просто благодаря воспеванию и памятованию твоих благоприятных святых имён все живые существа могут очиститься и достичь всего благоприятного. Тем не менее, ради блага обычных людей я расскажу тебе об этом великом обете. О, Господь Рама! экадаши периода растущей луны в месяце апреле/мае известен как Мохини экадаши. Этот экадаши очень благоприятен. Благодаря соблюдению этого экадаши все следствия греховных поступков, материальные страдания и всяческие иллюзии разрушаются. Теперь, пожалуйста, слушай внимательно, ибо я стану рассказывать об этом самом благоприятном экадаши. Некогда на берегу священной реки Сарасвати стоял прекрасный город под названием Бхадравати. Тем городом правил царь по имени Дйутимана. О, Господь Рама! Этот царь был рождён в династии луны. Он был терпимым и правдивым человеком. В городе жил благочестивый преданный Господа Вишну. Его звали Дханапала. По профессии он был вайшьей, купцом. Ради блага обычных людей этот преданный Дханапала построил множество дхармашал (гостиниц), школ, храмов Господа Вишну, больниц, широких дорог и рынков. Он также раздавал людям еду, выкапывал колодцы и пруды, разбивал цветочные и фруктовые сады. Так он использовал своё богатство ради всеобщего блага, оправдывая тем самым своё имя. У этого благочестивого преданного Господа Вишну, который был всегда умиротворён, был благодетелем других и совершал преданное служение Вишну, было пять сыновей, которых звали Самана, Дйутимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабуддхи. Дхриштабуддхи был самым греховным из этих братьев. Он был человеком низким, водил дружбу с такими же мерзавцами, как и он сам, обожал проституток, азартные игры и вино. Ему нравилось убивать и мучить других живых существ. Так он совершал всяческие грехи и вскоре превратился в презренного сына самого благочестивого отца и стал позором для своего рода. Он никогда не выражал почтения полубогам, гостям, предкам и браминам. Он постоянно думал о том, как бы ему совершить греховные поступки. Греховный низкий Дхриштабуддхи злоупотреблял богатством своего отца, тратя его на разные прихоти. Он питался недозволенными продуктами и постоянно пил вино. Однажды, увидев, как его бесстыжий сын гуляет в публичном месте, положив руку на плечо проститутки, Дханапал почувствовал отчаяние. В тот же день он выгнал из дома своего испорченного сына. Дхриштабуддхи лишился хорошего отношения окружающих, включая отца, мать, братьев, других родственников и друзей. Вскоре он лишился своей касты и стал предметом всеобщего презрения. Оказавшись на улице, Дхриштабуддхи продолжал совершать грехи на деньги, которые выручил от продажи одежды и украшений. Вскоре и этому настал конец. Ему пришлось голодать, он истощал. Теперь, когда Дхриштабуддхи оказался уличным бродягой, его так называемые друзья и подруги отвернулись от него. Тревога Дхриштабуддхи росла. У него не было ни еды, ни одежды, его мучил голод. Он стал размышлять: «Что мне теперь делать? Куда мне идти? Как мне выжить?» Поразмыслив, он понял, что единственным выходом служит воровство. В поисках добычи он отправился бродить по городу. Несколько раз царская стража арестовывала его, но отпускала, помня о заслугах его отца. В конце концов, его арестовали за очень крупную кражу. На этот раз его привели к царю, который присудил ему суровое наказание. Царь сказал: «О, греховное глупое создание, ты больше не вправе оставаться в этом царстве, ибо ты – великий грешник. Теперь я выпущу тебя, но, пожалуйста, немедленно покинь моё царство и ступай, куда тебе угодно». Дхриштабуддхи, опасаясь, что в следующий раз ему вынесут ещё более суровый приговор, покинул царство. Он прошёл большое расстояние и достиг глухого леса. В лесу он настолько обессилел от голода и жажды, что стал убивать зверей и птиц и поедать их сырую плоть. С луком и стрелами в руках он бродил по лесу, продолжая убивать невинных животных. Так Дхриштабуддхи прожил в тёмном лесу несколько лет, совершая грехи. Дхриштабуддхи всегда страдал и испытывал тревогу, но однажды – видимо, в силу прошлых добродетельных поступков – он пришёл в священный ашрам великого мудреца и аскета Каундиньи. То был месяц Вайшакха (апрель/май), и великий мудрец Каундинья возвращался домой, совершив омовение в Ганге. В это время по воле провидения Дриштабуддхи, который был охвачен скорбью, случайно коснулся капли воды, которая упала с одежды мудреца. Благодаря этому Дхриштабуддхи сразу же освободился от следствий своих греховных поступков. Со сложенными ладонями и великим смирением он сказал мудрецу Каундинье: «О, великий брамин, я – последний грешник. Нет такого греха, который я бы не совершил. Теперь, пожалуйста, расскажи мне о высшем искуплении, которое самый низкий человек, подобный мне, легко способен совершить. В результате того, что я совершил бесчисленное множество грехов, я лишился дома, богатства, родственников и друзей. Я всё время испытываю ментальную агонию. Выслушав Дхриштабуддхи, великий мудрец Каундинья, который чувствовал печаль, видя страдания других, сказал: «Я расскажу тебе о благородном методе, посредством которого ты сумеешь легко и в самом скором времени избавиться от следствий твоих грехов. Пожалуйста, выслушай меня внимательно. Мохини экадаши, который приходится на период растущей луны в месяце апреле/мае, полностью разрушает следствия грехов столь же великих, как гора Сумеру и совершавшихся на протяжении многих рождений. Поэтому ты должен с верой соблюдать этот экадаши». Услышав эти слова великого мудреца, Дхриштабуддхи обрадовался и стал соблюдать экадаши согласно правилам и предписаниям мудреца. О, лучший из царей! Соблюдая этот Мохини экадаши, самый греховный Дхриштабуддхи вскоре избавился от следствий своих грехов и, обретя божественное тело, он вернулся во всеблагую обитель Господа Вишну на спине Гаруды. О, Рамачандра! Этот обет уничтожает все виды иллюзии и тьму невежества. Любая заслуга, приобретаемая благодаря омовению в священных водах, благотворительности и жертвоприношениям, не идёт ни в какое сравнение с благочестием, достигаемым благодаря соблюдению этого

0

08 мая — Гададхар Пандит. День явления

Гададхар Пандит

Шри Гададхар Пандит жил в Навадвипа-дхаме, но после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху переселился в Катву. В конце жизни он перебрался в деревню под названием Эндиядаха-грама, где соорудил свое последнее жилище. В Катве у Гададхары дасы был ученик по имени Ядунандана Чакраварти. Гададхара дас был одним из вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху. «Гаура-ганодеша-дипика» упоминает Гададхару даса как экспансию красоты и блеска Шримати Радхарани. Там написано: «Гопи по имени Чандраканти, которая была вибхути (экспансией) Шри Радхи, явилась в Гаура-лиле как Гададхара даса, близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху». Когда в 1434 году по летоисчислению Шакабда (1534 г. н. э.) Господь Нитьянанда Прабху был уполномочен Господом Чайтаньей проповедовать движение санкиртаны в Бенгалии, Шри Гададхара дас был одним из главных помощников Господа Ниитьянанды. Он проповедовал движение санкиртаны, обращаясь к каждому с просьбой повторять маха-мантру «Харе Кришна»... Когда Шрила Гададхара даса проповедовал культ хари-киртана, а тех краях жил судья, очень негативно относившийся к движению санкиртаны. Следуя по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху, Шрила Гададхара дас однажды вечером пришел в дом Кази и попросил его повторять мантру «Харе Кришна». Кази ответил: «Хорошо, завтра я произнесу «Харе Кришна». Услышав это, Шрила Гададхара дас Прабху пустился в пляс и сказал: «Почему завтра? Ты уже начал произносить мантру „Харе Кришна“, так что просто продолжай». «...Считается, что Шрила Гададхара дас — это совместная форма Чандраканти, сияния Шримати Радхарани, и Пурнананды — экспансии дорогой девушки Господа Баларамы. Таким образом, Шрила Гададхара дас был одним из спутников как Чайтаньи Махапрабху, так и Нитьянанды Прабху. Возвращаясь однажды с Нитьянандой Прабху в Бенгалию из Джаганнатха Пури, он забылся и начал громко говорить, словно был девушкой из Враджабхуми, продающей йогурт, а Нитьянанда Прабху это заметил. В другой раз, охваченный экстазом гопи, он нес на голове кувшин, полный воды из Ганги, как делают продавщицы молока. По дороге во Вриндаван Господь Чайтанья Махапрабху зашел в дом Рагхавы Пандита. Гададхара дас пошел посмотреть на Него, и Шри Чайтанья Махапрабху так обрадовался, что поставил свою ногу ему на голову. Находясь в Эндиядахе, Гададхара дас Прабху установил там для поклонения божество Балагопалы. С помощью Шри Нитьянанды Прабху и Шри Гададхары даса Шри Мадхава Гхош поставил пьесу под названием „Дана-кханда“. Могила Гададхары даса Прабху, которая находится в Эндиядахе, была во владении вайшнавов Сатйоги, а позже — Сиддхи Бхагавана даса Бабаджи из Кальны. По его велению Шри Мадхсудана Муллик, один из членов аристократической династии Мулликов из Нарикеладанги, Калькутты, основал там падвади (монастырь) в 1256 г. по бенгальскому летоисчислению. Также он организовал поклонению божеству по имени Шри Радхаканта. Его сын, Балайчанда Муллик, установил там в 1312 г. по бенгальскому летоисчислению Божества Гауры-Нитая. Таким образом, на храмовом троне находятся как Божества Гауры-Нитьянанды, так и Божества Радхи-Кришны». Когда Чайтанья Махапрабху послал Нитьянанду Прабху в Бенгалию проповедовать о нектаре святого имени, он отправил вместе с ним Шри Раму даса и Шри Гададхару даса. Однажды, неся на голове сосуд с водой, Гадахдара дас, находившийся в умонастроении гопи, выкрикивал: «Кому молока? Кому йогурта?» и смеялся от этих шуток.ё Освобождение Кази Вот подробная история об освобождении Кази Гададхарой дасом. Как-то раз переполненный Кришна-премой Гададхара дас отправился в дом Кази, безумно танцуя и исполняя хари-санкиртану. Придя к двери Кази, он начал громко его звать. Разгневанный Кази вышел на улицу, готовый наказать Гададхару даса за то, что тот потревожил его покой. Но удивительная красота Гададхары даса, который был олицетворением божественного блеска Шри Радхики, поразила Кази. Гададхара дас с огромной нежностью обнял его, и Кази спросил: — Тхакур, что привело тебя ко мне? Гададхара дас ответил: — Я хочу поговорить с тобой. — О чем ты хочешь поговорить? — Гаура-Нитьянанда явились на эту землю, чтобы освободить человечество с помощью божественной любви, распространяя сладостный нектар святого имени Хари. Почему ты не повторяете сладкое имя Хари? — Завтра я буду повторять имя Хари. — Почему завтра? Я пришел, чтобы освободить тебя святым именем Кришны. Ты начал сейчас благочестивую жизнь, произнося святое имя Хари. С сегодняшнего дня все твои грехи и страдания исчезнут по милости святого имени, если ты просто будешь продолжать его произносить. Вот зачем я пришел — спасти тебя». Эти слова Гададхары даса смутили Кази. Наконец он улыбнулся и сказал: — Завтра я начну повторять святое имя Хари. Услышав святое имя Хари из уст мусульманина Кази, Гададхара даса тут же обезумел от экстаза Кришна-премы. Наконец он сказал: — Почему завтра? Только что ты сказал «Хари». Теперь все твои грехи растают и святое имя тебя полностью очистит. Очистившись по милости Гададхары даса и святого имени Кришны, Кази принял убежище у святых стоп Гададхары даса. Так Гададхара дас освободил бесчисленное множество грешников, неверующих и яванов святым именем Кришны. Он ушел из этого мира на восьмой день после полнолуния в месяце картика. По материалам сайта. Календарь праздников и постов.

0

04 мая — Варутхини экадаши

экадаши

Прервать пост с 6:27 до 10:47. Слава Варутхини экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца апреля/мая, описана в «Бхавишьоттаре Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры. Однажды Махарадж Юдхиштхира сказал Шри Кришне: «О, Васудева! Я предлагаю мои смиренные поклоны Тебе. Теперь, пожалуйста, расскажи мне об экадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце апреле/мае. Расскажи мне о его названии, влиянии и славе». Господь Кришна отвечал: «Мой дорогой царь, название этого экадаши – Варутхини, и он одаривает человека благой удачей как в этой жизни, так и в следующей. Следуя этому экадаши, живое существо обретает непреходящее блаженство, уничтожает последствия своих грехов и обретает великую удачу. Соблюдая этот обет, несчастная жена становится счастливой, человек обретает счастье и процветание как в этой жизни, так и в следующей; люди становятся свободными от цикла рождения и смерти; все следствия их греховных поступков аннулируются, и они обретают преданное служение Господу. Царь Мандата был освобождён, должным образом соблюдая этот экадаши. Соблюдая Варутхини экадаши, можно достичь результатов совершения аскез на протяжении десяти тысяч лет. Объём заслуг, приобретаемых благодаря раздаче 40 кг золота во время солнечного затмения на Курукшетре, достигается просто благодаря соблюдению этого Варутхини экадаши. О, лучший из царей! Лучше жертвовать слона, нежели лошадь. Ещё лучше жертвовать землю, но ещё лучше жертвовать кунжутные зёрна. Жертвовать золото лучше, чем жертвовать кунжутные зёрна, а ещё лучше жертвовать злаки. Нет лучшего дара, нежели зёрна! О, лучший из царей! Раздавая зёрна в качестве дара, можно удовлетворить предков, полубогов и всех живых существ. Учёные мужи постановили, что отдать в дар дочь – то же самое, что подарить зёрна. Сам Верховный Господь сравнил раздачу зёрен с раздачей коров. Больше того, из всех видов благотворительности высочайший – это распространение знаний. Следуя Варутхини экадаши, можно получить результаты всех видов благотворительности. Человек, выручающий деньги за продажу дочери, несомненно, совершает великий грех, за который он будет находиться в аду до времён окончательного уничтожения мироздания. Потому никто никогда не должен принимать богатство в обмен на дочь. О, царь царей! Домохозяин, который, движимый жадностью, продаёт дочь, становится в следующей жизни кошкой. Что касается человека, украшающего дочь драгоценностями, которые ему по карману, и дарящего эту дочь достойному жениху, то даже Читрагупта, главный секретарь Ямараджы, неспособен оценить добродетель такого человека. Человек, соблюдающий этот экадаши, должен воздерживаться от того, чтобы есть из металлического горшка, не должен есть мясо, горох, шпинат, мёд, есть пищу, приготовленную другими людьми, есть больше одного раза и не должен заниматься сексом, начиная со дня, предшествующего экадаши. В день экадаши он не должен играть в азартные игры, спать, есть орехи бетеля, чистить зубы, кого-либо порицать, сплетничать, разговаривать с грешниками, гневаться и лгать. В день после экадаши нельзя есть с металлической посуды, есть мясо, масура грам и мёд, нельзя лгать, совершать физические упражнения, тяжело трудиться, есть больше одного раза, заниматься сексом, брить голову или лицо, наносить на тело масло и есть пищу, приготовленную другими. Необходимо избегать всего вышеописанного, ибо иначе обет экадаши разрушается. Наряду с вышеописанными, определённые запреты должны соблюдаться не только в течение трёх дней, но всегда. Если человек соблюдает обет Варутхини экадаши в соответствии с правилами и предписаниями, то он избавляется от следствий всех своих грехов и достигает высшей цели жизни. Тот, кто бодрствует в день экадаши и поклоняется Господу Джанардане, освобождается от всех грехов и достигает высшей цели жизни. Любой, кто слушает о славе этого экадаши или читает о ней, получает результаты, достижимые благодаря раздаче тысячи коров, избавляется от всех греховных реакций и достигает обители Вишну». По материалам сайта. Календарь постов и праздников

1

18 апреля — Камада Экадаши

экадаши

Прервать пост с 7:16 до 10:55. Слава Камада экадаши описана в «Вараха Пуране», в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры. Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне, венцу династии Яду: «О, Господь Васудева! Пожалуйста, прими мои смиренные поклоны. Пожалуйста, расскажи мне об экадаши, приходящемся на период растущей луны в месяце марте/апреле. Также открой мне каков процесс соблюдения этого экадаши и каковы приносимые им блага?» Господь Кришна ответил: «Мой дорогой Махарадж Юдхиштхира, пожалуйста, внимательно выслушай описание этого экадаши из Пуран. Однажды Махарадж Дилип, великий прадед Господа Рамачандры, спросил своего духовного учителя, мудреца Васиштху, о названии и процессе соблюдения того экадаши, что приходится на период растущей луны в месяце марте/апреле. Мудрец Васиштха ответил: «О, царь! Я непременно выполню твоё желание. Название этого экадаши – Камада. Этот священный экадаши сжигает все следствия греховных поступков дотла и награждает соблюдающего его привилегией обрести сына. Давным-давно существовал город под названием Ратнапур (Бхогипур). Этим великолепным городом правил царь по имени Пундарика. В числе его подданных были гандхарвы, киннары и апсары. В этом городе жили прекрасная апсара по имени Лалита и привлекательный гандхарва по имени Лалит. Они были мужем и женой. Их взаимная любовь была всепоглощающей и они постоянно проводили время в разных развлечениях в своё великолепном доме. Любовь к мужу в сердце Лалиты и любовь к жене в сердце Лалита были настолько велики, что они не в силах были терпеть и мгновения разлуки. Однажды при дворе царя Пундарики пели и танцевали многочисленные гандхарвы, и Лалит тоже пел там, но без жены. Из-за того, что Лалиты не было рядом, голос, мелодия, шаги и слова Лалита – всё было не идеально. Среди зрителей был змей по имени Каркотака, которому была известна эта тайна. Он отправился к царю Пундарике и пожаловался на истинную причину поведения Лалиты. Тогда царь крайне разгневался и проклял Лалита так: «О, греховный! О, глупец! Будучи рабом вожделения, ты помешал пению и танцу. Поэтому я проклинаю тебя стать каннибалом». О, лучший из царей, проклятый царём Пундарикой, Лалит немедленно превратился в великого демона. Когда Лалита увидела своего мужа в таком устрашающем образе, она был очень огорчена. В отчаянии она проводила свои дни, думая, что ей делать и куда пойти. Однажды, блуждая в густом лесу, они наткнулись на священный ашрам мудреца Шринги на вершине горы Виндхья. Лалита немедленно отправилась туда и предложила мудрецу почтительные поклоны. Увидев эту женщину, мудрец спросил: «О, прекрасная, кто ты? Чья ты дочь? Почему ты пришла сюда?» Лалита ответила: «О, великая душа, я – дочь гандхарвы по имени Вирадханва. Меня зовут Лалита. Я пришла сюда с моим проклятым мужем. О, великий мудрец! Мой муж стал демоном в силу проклятия царя гандхарвов Пундарики. О, брамин! Я очень опечалена, видя его ужасающий и устрашающий образ. О, мой Владыка! Пожалуйста, расскажи мне о процессе искупления, посредством которого мой муж может избавиться от проклятия. О, лучший из браминов! Пожалуйста, дай мне наставления, благодаря которым его можно будет избавить от этого демонического состояния». Выслушав жалобную просьбу Лалиты, великий мудрец Шринги сказал: «О, дочь гандхарвы! Через несколько дней наступит экадаши под названием Камада, который приходится на период растущей луны в месяце марте/апреле. Благодаря строгому соблюдению этого экадаши исполняются все желания. О, мягкая женщина! Следуя моим наставлениям, соблюдай этот обет экадаши и передай всю заслугу, которую ты накопишь делая это, своему мужу. Тогда под влиянием этой заслуги твой муж немедленно освободится от этого проклятия». О царь! Получив подобные наставления от мудреца, Лалита радостно соблюдала обет этого экадаши. В день двадаши Лалита села перед брахманами и Верховным Господом Васудевой и провозгласила: «Я соблюдала обет Камада экадаши, чтобы избавить мужа от проклятия. Теперь под влиянием накопленных мною заслуг позвольте моему мужу освободиться от своего демонического состояния». В это время её превратившийся в демона муж Лалит присутствовал там. Как только Лалита завершила свою мольбу, её муж-демон освободился от всех грехов и вернул свой образ гандхарвы. После этого Лалит и Лалита жили счастливо». Господь Кришна продолжил: «О, Махарадж Юдхиштхира! О, лучший из царей! Любой, кто слушает это удивительное повествование о Камада экадаши, непременно будет соблюдать его, насколько это в его силах. Нет лучшего обета экадаши, нежели этот Камада экадаши, ибо он способен избавить даже от греха убийства брамина и от любых проклятий». По материалам сайта. Календарь праздников и постов.

0

17 апреля — Рама Навами — день явления Господа Рамачандры

Рама Навами

Пост до заката солнца. Рама Навами — это ведический фестиваль, на котором празднуется победа светлых сил над темными, торжество добра над злом. Это день явления седьмого воплощения Господа Вишну — Рамачандры. Рама — это воплощение Господа как идеального благочестивого правителя, пришедшего для восстановления божественного закона и порядка. Он пришёл утвердить путь дхармы — путь священного долга и предписанных обязанностей. Дата праздника Рама Навами ежегодно вычисляется астрологами, по лунному календарю — это девятый день растущей луны ведического месяца Чайтра (в привычной нам системе это март—апрель). Этот день приходится на девятый (последний) день фестиваля Наваратри. В это время благоприятно слушать и декламировать ведическую эпопею «Рамаяну», петь киртаны и баджаны прославляющие Господа Раму, а также Его божественную супругу Ситу, и великого преданного Ханумана. Как празднуют Рама Навами — день явления Господа Рамы В исторических местностях, которые тесно связаны с жизнью Рамачандры праздник Рама Навами проводят особо пышно. В этот праздничный день проводится «Шобха-ятра» — великолепный праздник шествия колесниц с божествами Ситы, Лакшманаи Ханумана. Особенно грандиозные шествия проходят в Айодхье (Уттар-Прадеш), Бхадрачаламе (Андхра-Прадеш) и Рамешвараме (Тамил-Наду). В Айодхье огромное количество людей совершают ритуальные омовения в водах реки Сарайю, которая считается священной. А в южных регионах Индии в день Рама Навами празднуется годовщина свадьбы Рамы и Ситы. После чего совершаются красочные обряды бракосочетания этой божественной четы в разных храмах. Такие обряды называются Сита-рама-кальянам. В этот день аскеты-преданные придерживаются поста, желая получить благословение Господа, но не долго: сразу после того, как солнце сядет за горизонт, устраивается роскошный пир. О явлении Господа Рамачандры Царь Айодхьи Дашаратха совершает ведическое жертвоприношение коня, именуемое также ашвамедха-ягьей с целью обрести наследника. Во время этого жертвоприношения появляется некая божественная сущность, держа в руках золотой сосуд, наполненный паяши. Мистический гость говорит царю, чтобы тот дал съесть эту паяшу своим царицам. Царь Дашаратха дает одну вторую часть содержимого сосуда царице Каушалье, одна третья часть достается царице Сумитре, одна восьмая часть — царице Кайкейе, а все, что осталось, царь снова отдает Сумитре. В то время на острове Ланке правит демон Равана. Получив благословение от бога Брахмы он становится неуязвимым и доставляет много бед и на земле и богам нарушая благочестивые законы. С целью восстановления дхармы на земле и уничтожения десятиголового Раваны, Вишну решает родиться в солнечной династии из лона Каушальи в качестве простого человека. Спустя время после великого жертвоприношения старшая жена царя Айодхьи рожает Раму — земное воплощение Верховной Божественной личности. Одновременно с этим Кайкейа рожает сына Бхарату, а Сумитра, третья царица, рожает Лакшмана и Шатругхну. В эпосе «Рамаяна» о рождении легендарного принца Айодхьи говорится так: «Со дня окончания ашвамедхи минуло шесть сезонов года. И вот на двенадцатый месяц, в девятый день месяца Чайтра в лунный дом Адитидевата, когда были в высшей точке орбиты пять планет, а Луна и Юпитер находились в созвездии Рака — в день, счастливый по всем приметам, родила Каушалья Владыку мира, наделенного божественными знаками, половиной которого был Вишну». Принц Айодхьи проявил идеальные качества сына, брата, супруга. Во время свайамвары Рама побеждает всех соперников: царей и царевичей, сломав легендарный лук Шивы. После чего Рамачандра берет в жены прекрасную Ситу, которая считается воплощением богини процветания. Рама и Сита счастливо живут в Айодхье, но однажды по велению отца Рама был изгнан в лес на долгие 14 лет. Его верная супруга Сита и брат Лакшман вместе с ним отправляются в изгнание. Однако, Равана похищает Ситу в лесу, после чего Рама с Лакшманом отправляются на ее поиски. Прибегнув к помощи жителей леса — Сугривы, Ханумана и их армий обезьян и медведей — в ходе жестокой битвы на острове Ланка Господь Рамачандра побеждает демона Равану и спасает возлюбленную Ситу. Возвратившись через 14 лет после начала изгнания в Айодхью, Рама становится законным правителем. Описание деяний Господа Рамы Господь Шри Рамачандра проявил качества создателя нового общества и посвященного человека. Став царем Айодхьйи Он воплощал совершенного правителя и под Его влиянием эпоха Трета-юга стала очень походить на Сатья-югу. Правление царя Рамы отличалось верностью, справедливостью, исполнением дхармы, идеальным выполнением обязанностей перед родителями, братьями и супругой, и, конечно же, перед всеми жителями государства. Рамачандра учил собственным примером как быть совершенным семьянином, дав обет иметь только одну жену Ситу. О деяниях Господа Рамы описано в Девятой Песне «Шримад Бхагаватам», а также в знаменитом эпосе «Рамаяна». Читающий или пересказывающий события, описанные в этом древнем тексте, очищается от всех грехов и получает божественные качества. Поэтому существует добрая традиция в течение восьми дней перед праздником Рама Навами читать и слушать жизнеописание Господа Рамачандры, а также Его добродетельной супруги Ситы Деви. Тайна Рама Навами Пустив в наши сердца Господа Раму, мы сразу почувствуем проявление Его божественных качеств, затмевающих нашу гордыню, особенно в день Рама Навами. По материалам сайта. Календарь постов и праздников.

0