Бхактисиддханта Сарасвати Госвами

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился в Джаганнатха-Пури 6 февраля 1874 года, в семье удивительного вайшнава – Бхактивиноды Тхакура, а ушел 1 января 1937 года (это даты обычного календаря, а вайшнавы отмечают праздники по лунному). С самого рождения вокруг него происходили удивительные события.

Бхактисиддханта Сарасвати всю жизнь строго следовал последним наставлениям своего великого отца – никогда не жертвовать проповедью в пользу личной духовной практики. Вся его жизнь была борьбой за чистоту гаудия-вайшнавизма и распространение его по всему миру. 

— Он громил кастовых брахманов за отсутствие необходимых качеств и передачу права называться брахманом только из-за рождения в брахманической семье.
— Он давал духовное посвящение людям из «низких» каст – неслыханное дело для Индии того времени.
— Он издавал множество книг, журналов и газет о гаудия-вайшнавизме. У него даже был англоязычный журнал «The Harmonist» и ежедневная газета о Кришне.

Комната Бадхисиддханты Сарасвати Тхакура
Комната Бадхисиддханты Сарасвати Тхакура

Как-то Бхактисиддханту Сарасвати спросили, почему он печатает ежедневную духовную газету «Надия Пракаш». Он ответил: «Если маленький город может производить пять ежедневных газет, то почему же мы не можем каждую секунду издавать газету о вечной трансцендентной деятельности Верховной Личности Бога на Его безграничной духовной планете, Голоке Вриндаване?»

— Он открыл 64 храма по всей Индии и создал мощное проповедническое движение Гаудия-матх.
— Он завещал своим ученикам отказаться от традиционной для Индии системы духовной организации, во главе которой стоит единственный преемник. В своем завещании Бхактисиддханта Сарасвати настаивал, чтобы его последователи создали руководящий совет для управления Гаудия-матхом.
— Он первым послал своих учеников проповедовать гаудия-вайшнавизм в Европу.
— Он разрешил отрешенным монахам в интересах проповеди носить мирскую одежду, пользоваться автомобилями и яхтами, а также путешествовать за океан (санньяси, странствующим проповедникам, это было запрещено Ведами).
— Он говорил своим ученикам, что грохот и стрекот типографского оборудования, которое печатает духовную литературу, для Кришны звучит мелодичнее их красивого пения и виртуозной игры на традиционных инструментах.
— Он так смело и научно громил отклонения от чистого учения Вед, что его оппоненты перебегали дорогу, лишь бы не вступать с ним в полемику.
— Он проводил теистические выставки и показывал диорамы о Кришне и Чайтанье Махапрабху, применял новейшие технологии, даже использовал движущихся кукол (практически роботов!).

Все скандальные, парадоксальные и революционные для Индии того времени проповеднические методы Бхактисиддханты Сарасвати опирались на идею юкта-вайрагьи (истинного отречения), которую описал великий средневековый вайшнав Рупа Госвами. Суть юкта-вайрагьи в том, что не стоит практиковать ложное отречение, отказываясь от всего, что создано цивилизацией. Напротив, надо все это задействовать в служении Кришне, в проповеди. Тогда материальные предметы и кажущиеся обыденные дела становятся по-настоящему духовными.

Основатель Общества сознания Кришны, Шрила Прабхупада, строго следовал наставлениям своего учителя и продолжил его курс проповеди: он создал в своем Движении руководящий совет Джи-би-си, давал духовное посвящение людям Запада, печатал книги и сумел исполнить заветное желание своего гуру – распространить сознание Кришны по всему миру.

По материалам сайта: https://www.krishna.ru/