25 ноября — Бхишма Панчака

Последние пять дней месяца Картики традиционно называются Бхишма Панчака. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма Панчаку ради удовлетворения Господа человеку следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя это ограничение не обязательно, Кришна остается доволен таким человеком. Таким образом, если Вы не соблюдали поста в Чатурмасью, то пост в Бхишма-панчаку выполнит роль Чатурмасьи.

В эти дни можно выбрать для себя подходящий рацион – это может быть пост на экадашном прасаде, на хавишье, на фруктах, на молоке или на воде. О Бхишма-панчаке рассказывается в таких писаниях, как Падма-пурана (Брахма-кханда, гл. 23), Сканда-пурана (Вишну-кханда, Картика-махатмья, гл. 32), Гаруда-пурана (Пурва-кханда, гл. 123).

Пост — это не только ограничения для языка, но и, в первую очередь, возможность для ума сосредоточиться на духовном. Рекомендуется повторять как можно больше Святых Имен, молиться о чём-то сокровенном. Самое главное – делать это с любовью, уважением и почтением.

Иногда можно услышать мнение о том, что Бхишма ушел в последние дни Карттики, из-за чего эти дни зовутся «Бхишма-панчакой», но это не так. Несомненно, Бхишма-панчака напрямую связана с дедом Бхишмой, так как она названа его именем. Но это название она получила не из-за того, что в эти дни Бхишма собирался уйти из этого мира, а из-за того, что Господь Вишну поведал этот обет именно Бхишмадеве. Об этом рассказано в Падма-пуране (Уттара-кханда, 124.29-30):

ӣш́вара ува̄ча—
правакшйа̄ми маха̄-пун̣йам̇ вратам̇ видхи-мата̄м̇ варах̣
бхӣшмен̣аитад йатах̣ пра̄птам̇ вратам̇ пан̃ча-дина̄тмакам
сака̄ш́а̄д ва̄судевасйа теноктам̇ бхӣшма-пан̃чакам
вратасйа̄сйа гун̣а̄н вактум̇ ках̣ ш́актах̣ кеш́ава̄д р̣те

«Обращаясь к Карттикейе, Господь Шива сказал: О лучший из тех, кто следует предписаниям! Я расскажу тебе об этом очень благочестивом обете, который длится на протяжении пяти дней. Бхишма обрел его от Господа Васудевы, поэтому он называется «Бхишма-панчакой». Кто кроме Господа Кешавы способен описать славу этой враты?»

О том же самом говорит и Сам Господь Бхишме:

твайа̄ кр̣те врате паш́ча̄т
кхйа̄сйате бхӣшма-пан̃чакам
йе татра джанма-бхӯмау ме
каришйанти маха̄-вратам
матхура̄йа̄м̇ ту га̄н̇гейа̄
теша̄м̇ бхактих̣ каре стхита̄

«О сын Ганги, этот обет, которому ты следовал, теперь будет известен как Бхишма-панчака. Если кто-то совершит этот великий обет в месте Моего рождения, Матхуре, то преданное служение само придет к нему в руки». (Падма-пурана, цитируется Рупой Госвами в «Матхура-махатмйе», 189).

Интересно, что даже еще до Бхишмы такие великие святые как Амбариша, Васиштха, Бхригу и другие, следовали этому обету в предыдущие юги (это также описано в Уттара-кханде Падма-пураны).

Из описаний Шримад-Бхагаватам, а также Махабхараты явствует, что Бхишма ушел намного позже месяца Карттики. Битва на Курукшетре началась в день Мокшада-экадаши следующего за Карттикой месяца Аграхайана (ноябрь—декабрь). Бхишма был главнокомандующим армией Кауравов на протяжении первых девяти дней битвы. На десятый день его сразили стрелы Арджуны и, упав, он остался лежать на торчащих из его тела стрелах. На таком ложе из стрел он провел 58 дней и ночей (МБх, Анушасана-парва 153.27 или, по другой версии, 167.27). За это время он дал Пандавам наставления о различных тонкостях дхармы, записанные в Бхишма-парве Махабхараты.

Как сказано в Шримад-Бхагаватам (1.9.29):

дхармам̇ правадатас тасйа
са ка̄лах̣ пратйупастхитах̣
йо йогинаш́ чханда-мр̣тйор
ва̄н̃чхитас тӯттара̄йан̣ах̣

«Пока Бхишмадева описывал предписанные обязанности, солнце перешло в северное полушарие. Этого времени ждут мистики, умирающие по собственной воле».

Там же, в Анушасана-парве, сам Бхишма перед своим уходом говорит, обращаясь к Йудхиштхире:

ма̄гхо ’йам̇ саманупра̄пто
ма̄сах̣ пун̣йо йудхишт̣хира
трибха̄гаш́ешах̣ пакшо ’йам̇
ш́укло бхавитум архати

«О Йудхиштхира, прошло уже три четверти священного месяца Магха и скоро должна начаться последняя четверть его светлой половины». (153.28)

Знаменитый комментатор Махабхараты Шри Нилакантха объясняет, что эти слова Бхишмы указывают на то, что в тот момент наступил восьмой день прибывающей луны, шукла-аштами, в который Бхишма покинет этот мир. Если разделить 30 дней лунного месяца на 4 части, то получится, что одна часть (бхага) равна семи с половиной дням. Три бхаги (о которых говорит здесь Бхишма или ¾ месяца) равны 22.5 дням. То есть с начала месяца (с первого после полнолуния дня, кришна-пратипад) прошло 22.5 лунных дня, это значит, что начался восьмой день светлой половины месяца — шукла-аштами. Именно в этот день и ушел Бхишмадева.